Если у вас ребенок застенчивый
 
          
  +7 (351) 225 45 96      
        г. Челябинск,  ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 14     
e-mail: 74_waterschool@mail.ru     

Если у вас ребенок застенчивый

 

 

Что такое застенчивость?

Застенчивость — комплексное  состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

"Быть застенчивым" значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за  его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

Формы проявления застенчивости

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

u  Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети,  для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.

u  Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей –  отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.

u  Дети, чей страх перед людьми не знает границ, - хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично, и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

Причины застенчивости

·         Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.

·         Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.

·         Особые условия воспитания и личность родителей. Если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того,  что и ребенок будет застенчив, возрастает.

·         Навешивание ребенку ярлыка застенчивости.

·         Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.

·         Преждевременное психологическое обособление ребенка от матери, ведущее к возникновению у ребенка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых.

 

Как предупредить и преодолеть застенчивость

·         Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную самооценку.

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой. Дошкольники, как правило, оценивают себя так, как их оценивают родители.

·         Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.

v  Постарайтесь создать для ребенка атмосферу защищенности, поддержки и любви.

v  Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

v  Действия ребенка могут подлежать любой оценке, но не позволяйте себе критиковать личность ребенка, приписывая ему отрицательные черты – "глупый", "неспособный", "невезучий", "неисправимый", "уродливый" и т.д.

v  Не стремитесь к тому, чтобы ребенок чувствовал себя зависимым от вас, хотя это и позволяет легче им управлять.

v  Как можно раньше приучайте ребенка к ответственности за свои поступки.

v  Учите ребенка идти на разумный риск и переносить поражение. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу.

v  Помогите ребенку стать интересным. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими.

v  Не забывайте хвалить ребенка за успехи.

v  Научите ребенка расслабляться – верное средство раскрыть свои потенциальные возможности и избежать неприятных переживаний.

v  Не следует до отказа наполнять жизнь ребенка спланированной полезной деятельностью. Научите его чувствовать себя комфортно наедине с самим собой.

·         Развивайте в ребенке навыки социального поведения.

v  Стимулируйте активность ребенка, так как бездействие, пассивность – характерная особенность застенчивых.

v  Не допускайте социальной изоляции и игнорирования своего ребенка.

v  Разрабатывайте с ребенком сценарии действий и репетируйте его роль. Приняв роль, даже глубоко застенчивые дети начинаю вести себя иначе.

v  Старайтесь изменять поведение ребенка, а не его личность.

v  Одежда и прическа ребенка не должны быть предметом его переживаний.

v  Заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы завести разговор и иметь, что сказать, нужно достаточно знать.

v  Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.

v  Нейтрализуйте тревогу и стресс.

 

Литература:

 Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.

 
Дата последнего обновления страницы 14.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения