Специальная подготовка вратаря (водное поло)
 
~       
  +7 (351) 225 45 96      
        г. Челябинск,  ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 14     
e-mail: 74_waterschool@mail.ru   

Специальная подготовка вратаря (водное поло)

 

                          Введение

Водное поло – один из наиболее трудных видов спорта. Спортсмену необходима высокая физическая, специальная и плавательная подготовка, свободное владение многочисленными приёмами техники и тактики.

Успех команды ватерполистов невозможен без уверенной и надёжной игры вратаря. С развитием современных методов тренировки тренеры команд всё больше и больше уделяют внимания индивидуальной и специальной подготовке игроков. Особое место занимает подготовка вратарей, так как от вратаря во многом зависит исход, как отдельной встречи, так и турнирных соревнований в целом.

Подготовка вратарей в значительной степени отличается от игры полевых игроков, так как имеет специфические особенности, связанные с их структурно-функциональными особенностями в процессе соревнований.

Первостепенным моментом при этом является вопрос отбора подростков на роль вратаря. Руководствоваться здесь можно в первую очередь двумя факторами:

·        способностью легко держаться на воде с помощью работы ног брассом (одновременной и попеременной);

·         высокий рост.

Кроме того, смелость и мужество будут являться неотъемлемым качеством спортсмена, претендующего быть хорошим вратарем. Ведь вратарь – это единственный игрок на поле, который защищает свои ворота тем, что, в основном, подставляет свое тело пол удары мячом. И часто эти удары приходятся не по рукам, а в корпус или в лицо, И чем выше будет уровень мастерства, тем сильнее будут эти удары.

Вторым серьезным моментом является необходимость иногда убеждать подростка в том, что ему нужно тренироваться в игре в воротах, а не в поле, т.к. большинство ребят стремится только забивать голы. Для этого будущим вратарям надо давать возможность тренироваться наравне с их товарищами в поле, играть в товарищеских играх на месте полевых игроков, и начинать работать над вратарской техникой с ними постепенно, вначале понемногу, затем все больше и больше.

Этим будет достигнута разносторонняя подготовка будущего вратаря: он станет таким же сильным, выносливым и ловким, как и его товарищи. И в дальнейшем вратарям стоит продолжать работать вместе с полевыми игроками над плавательной, физической, технической подготовкой в такой степени, чтобы это не противоречило специальной подготовке вратаря.

Не секрет, что поведение в игре и в быту спортсменов, играющих в воротах, несколько отличается от остальных их партнеров. Это и понятно. Ведь на протяжении ряда лет этот спортсмен противостоит своим партнерам и соперникам на своем месте – в воротах. Ошибка любого игрока относительно малозаметна и меньше запоминается, чем любой промах вратаря. Ведь ошибку вратаря, в отличие от ошибок полевых игроков, некому исправить. После совершения ошибки полевой игрок тут же втягивается в игру и ему некогда переживать. А вратарь, находясь в воротах, еще долго будет под впечатлением совершенной им ошибки. Поэтому, как бы защитной реакцией приспособления к роду деятельности у вратарей иногда вырабатывается некоторое чувство отрешенности от происходящего, иногда замкнутости. Все это тренер должен иметь в виду при своей работе с вратарями.

Основным отличием в тренировке вратарей от тренировки полевых игроков должно быть то, что их технической подготовке во всех возрастных группах должно уделяться значительно большее количество времени.

 

                    Технико-тактическая подготовка

 

1.            Предварительное изучение манеры бросков различными игроками соперников.

2.            Моделирование основных фрагментов соревновательной деятельности, в том числе наиболее часто применяемых атакующих действий.

3.            Проведение как изолированных тренировок от общекомандных, так и совместно с командой. Здесь игроки атакуют ворота, как с помощью разработанных рекомендаций, так и импровизируя свои действия.

4.            Проведение двухсторонних игр с сокращенными составами поперек поля.

5.            Использование имитационных бросковых движений, не привычных для вратаря.

6.            Проведение специальных упражнений – фрагментов игровой деятельности, где атака проводится с розыгрышем «лишнего», при блокировании защитником.

7.            Включение специальных упражнений, связанных с началом развертывания атакующих действий своей команды. В этом случае следует выполнять точные броски мяча одной и двумя руками выходящему к воротам противника игроку своей команды (передача мяча в край).

 

                   Развитие специальной выносливости

Специальная выносливость вратаря заключается не во временных показателях дистанционного плавания (что имеет место у полевых игроков), а в особенности длительное время поддерживать своё тело в водной среде без существенных передвижений, умении повторного высокого выпрыгивания из воды для парирования атакующих бросков и способности в течение всей игр прогнозировать бросковые движения атакующих игроков соперника.

Тренировочные нагрузки вратаря должны носить прерывистый характер и моделировать длительность активных и пассивных фаз.

Для развития специальной выносливости вратарей, проявляющейся в многократных повторных выпрыгиваниях из воды, следует применять следующие упражнения:

·        многократные выпрыгивания с доставанием верхней штанги ворот локтевыми суставами;

·        многократные выпрыгивания из воды с попеременным доставанием правой и левой штанги в нижних углах ворот;

·        то же с доставанием правой и левой штанги в нижних углах ворот;

·        многократные повторные выпрыгивания при погружении в воду с головой после выпрыгивания;

·        многократную смену положения при изменении зоны атаки соперника с одного края на другой;

·        ходьбу в воде с максимальным акцентированием усилий при выпрыгивании на шестом, пятом, четвёртом, третьем жиме ног;

·        плавание брассом на спине в сторону ворот с максимальным выпрыгиванием на шестом, пятом, четвёртом, третьем жиме ног с имитацией парирования навесного мяча;

·        ходьба в воде с отягощением (пояс, наполненный песком);

·        ходьба в воде с последующим ускорением по сигналу тренера;

·        то же самое, но уже с грузом 2-3 кг в руках;

·        из положения стойка вратаря, выполняя поворот на 900, с последующим выпрыгиванием или повторным выпрыгиванием,

·        проплывание отрезка 3-4 м с выполнением старта и поворота;

·        ходьба в воде с выполнением движений руками в стороны, вперед, вверх с подачей сигнала тренера с различным интервалом.

Для развития выносливости вратарей, проявляющейся в поддержании позы готовности при поднимании туловища до линии диафрагмы, целесообразно использовать:

·        серию упражнений, заключающуюся в чередовании высокой посадки вратарей со свободным плаванием;

·        серию упражнений с выходом вратаря на встречу атакующему и парированием нападающего броска;

·        серию упражнений с поддерживанием туловища в высокой посадки при расположении в воротах;

·        то же с похлопыванием правой и левой ладонями (максимальное число раз) по верхней штанге ворот;

·        серию упражнений с поддержанием высокой посадки при имитационных и бросковых движениях атакующего.

 

                          Специальные упражнения

1.      Отражение бросков, выполняемых поочередно двумя игроками с центра (порядок выполнения бросков произвольный).

2.      Отражение бросков с предварительной имитацией.

3.      Отражение бросков с обманным речевым сигналом «Бросок», во время которого делается имитация, а иногда и сам бросок, сигнал исходит от игрока, бросающего мяч по воротам.

4.      Отражение поочерёдных бросков с двух краевых позиций.

              

5.      Отражение поочередных бросков с двух краевых и с центральной позиций.

6.      То же с обманным речевым сигналом «Бросок».

7.      Отражение многократной серии при расположении двух атакующих с каждого края.

            

8.      То же с добавлением двух игроков центральной позиции.

В упражнения 7-8 следует вводить отвлекающие имитационные движения и изменять порядок и очередность бросков из различных позиций. Броски должны следовать с интервалом 3-4 сек.

 

9.      Отражение бросков по воротам из центральной позиции с их блокированием защитником. Упражнение выполняется поочередно.

10.  То же с попеременными атаками с правого и левого края.

В упражнениях 9-10 следует вводить броски с перепаса атакующих игроков с края на край. Порядок и очерёдность перепасов и бросков постоянно изменяется.

 

11.  Поточное включение бросков по воротам из трёх позиций: с центра, правого и левого края.

12.  Отражение бросков атакующего игрока, расположенного на расстоянии 2-3 метров от ворот. Остальные игроки расположены полукругом, выполняют передачи центральному игроку, который либо неожиданно атакует ворота, либо возвращает мяч одному из партнёров для продолжения упражнения. В данной ситуации может быть включён защитник, блокирующий броски центрального игрока.

13.  Контактирующие действия вратаря при передаче мяча одной и двумя руками своему атакующему игроку.

 
Дата последнего обновления страницы 25.04.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения