Рекомендации для педагога, стремящегося освоить идеи гуманно-личностной педагогики и реализовать их в своей практике
g Если по какой-либо причине вы не можете сразу ответить на вопрос, с которым обращается к вам ученик, объясните причину честно, скажите, что дадите ответ некоторое время спустя, и не забудьте выполнить обещание.
g Приобщайте родителей к спортивной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, секциями, дежурить в учреждении, устраивайте совместные встречи ваших детей и родителей вашей группы.
g Пишите родителям письма, положительно оценивающие успехи и поступки ребенка, рассказывайте о его успехах в обучении. Пишите по любому значительному поводу, достойному одобрения!
g Проводите открытые занятия и приглашайте на них родителей. У детей будет вырабатываться чувство ответственности. Повысится внимание. Такие открытые занятия нужно проводить систематически.
g Делайте занятия аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте каждое занятие.
g Знакомьте детей с планом занятия, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию занятий.
g Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывайте свое мнение по поводу того или иного метода, задания, применяемых вами.
g Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию.
g Предлагайте детям на занятиях альтернативные задания.
g Преподаватель должен знать психологию ребенка, уметь заинтересовать его своим занятием, учитывать его способности, когда дает задания для самостоятельной работы. Таким образом, преподаватель воспитывает в ребенке чувство ответственности и обязательности, дает возможность развивать мысль, проявлять индивидуальные способности.
g Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
g Помогайте ребенку превзойти самого себя, не будьте категоричны в оценках.
g Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
g Предлагайте детям задания с целью определения ими своих предельных возможностей, давайте им возможность попробовать себя в выполнении более сложных заданий. Предложите ребенку вместе с вами вести занятие, желающим готовить и проводить на занятиях свои «пятиминутные уроки», помогайте им в проведении таких уроков.
g Проявляйте интерес к мнению детей: понравилось ли им занятие, прислушивайтесь к их пожеланиям. Не бойтесь услышать о себе нелестные слова, примите их во внимание. Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного занятия.
g Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении заданий, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.
g Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача. Поощряйте при малейших успехах.
g При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка делайте акцент на положительно достигнутое; ошибки и неудачи рассматриваете на фоне достигнутого.
g Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свое мнение о работе товарища; не останавливайте его.
g Развивайте в воспитанниках уважение к произносимым словам. Дети должны понять, что каждое слово как стрела громогласная. Словом можно обидеть другого человека, а можно вдохновить на большие успехи.
g Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом и с экспрессией. Звук сильно действует на психику ребенка, может располагать к педагогу или, наоборот, отталкивать.
g Развивайте в себе великий дар терпения. Творческое терпение творит мощь, и с каждым часом напрягается действительность.
g Стремитесь к изящному исполнению своего долга в педагогическом процессе. Постоянно повышайте свою квалификацию, профессионализм.