Плавание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.
Плавание в дореволюционной России
Появление и развитие плавания в России относится к древнейшим временам. Возникшее как навык, необходимый человеку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле. Организованное обучение плаванию стало применяться значительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения — «потехи» с форсированием водных преград и сражениями на воде. Плавание было включено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г.
Во второй половине XVIII в. в России отмечается значительный расцвет науки, культуры и искусства. Педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспитанием начинали претворяться в жизнь. В программы учебных заведений того времени включались как самостоятельный предмет различные физические упражнения, в том числе и плавание. В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались советы по технике плавания и методике обучения. Особенно большое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле. Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г.
Уже в 1782 г. имелись платные преподаватели плавания. Плавание стало изучаться в сухопутном кадетском корпусе.
Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения. Обучение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и ознакомления со свойствами воды воспроизводили в целом показанный преподавателем способ плавания. Обучение по второму методу предусматривало тщательное разучивание каждого движения (под счет) сначала на суше, затем в воде. При выполнении упражнений широко использовались поддерживающие средства. На водоемах строились специальные плоты с перилами и применялись шесты с лямками и «удочки», на которых подвешивались обучаемые. Каждый из методов существовал совершенно самостоятельно. Метод целостного обучения применялся главным образом среди гражданского населения, а раздельного обучения — в армии.
Спортивные стили плавания:
Основных стилей плавания существует четыре: это кроль, брасс, баттерфляй и плавание на спине.
Кроль на груди — не только быстрый, но и экономичный способ плавания. Он широко используется во время дальних проплывов и на марафонских дистанциях. Кролем на груди плавают современные пятиборцы.
Современная техника кроля характеризуется горизонтальным положением тела, попеременными движениями ног, попеременными движениями рук, проносом рук в подготовительном для гребка движении над поверхностью.
В программе Олимпийских игр, чемпионатов мира и крупнейших международных соревнований этому способу отводятся следующие дистанции: 100, 200, 400 м для мужчин и женщин; 800 м и эстафета 4 х 100 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафеты 4 х100ми4х 200 м для мужчин, а также последние этапы в комплексном плавании и комбинированных эстафетах, эстафета 4 х 200 м у женщин. На этих дистанциях регистрируются мировые и европейские рекорды.
Кроль на спине. Кроль на спине по скорости плавания уступает кролю на груди и дельфину. На соревнованиях кролем на спине плавают 100 и 200 м, а также первый этап в комбинированной эстафете 4 х 100 м и второй отрезок (50 и 100 м) в комплексном плавании.
Кроль на спине с успехом применяется для начального обучения. Это объясняетря тем, что новичок, выполняя движения на спине, может произвольно дышать, чего нельзя делать в дру- гих способах. Техника движений способом кроль на спине имеет много об- щего с техникой кроля на груди. Пловец, как и в кроле на груди, занимает в воде положение, близкое к горизонтальному. Движения руками выполняются попеременно. Рабочие движения ими в воде чередуются с подготовительными движениями над водой. Ноги работают попеременно в вертикальной плоскости.
Плавание на спине впервые было включено в программу Олимпийских игр в 1904 г. В этом виде соревнований сначала выступали только муж- чины, а с 1924 г. стали участвовать и женщины.
Брасс — один из древнейших способов плавания. Археологические находки свидетельствуют, что уже за несколько тысячелетий до нашей эры народы многих стран умели хорошо плавать и им были известны способы, напоминающие современные кроль и брасс.
В настоящее время способом брасс пловцы соревнуются на дистанциях 100 и 200 м, второй этап в комбинированной эстафете 4 х 100 и на отрезках 50 и 100 м комплексного плавания (третий отрезок).
В программу Олимпийских игр брасс включен в 1904 г. Тогда им плавали дистанцию 44 ярда. Затем, несколько позднее, пловцы соревновались на дистанции 200 м. С 1968 г. в программу соревнований стали включать дистанции 100 и 200 м, как для мужчин, так и для женщин.
Сначала баттерфляй (дельфин) возник как разновидность брасса. Пловцы удлинили гребок руками до бедер, «нарушив» структуру цикла, для сохранения которой стал необходим пронос рук над водой в подготовительном движении.
Принято считать, что по скорости плавания этот способ находится на втором месте после кроля на груди; однако в последнее время появляются сообщения о том, что на коротких отрезках скорость плавания дельфином может быть даже выше, чем в кроле.
Современные правила соревнований требуют, чтобы пловец лежал на груди, движения ногами и руками у него должны быть одновременными, исключаются чередующиеся (попеременные) движения. Ступни или ноги не обязательно должны находиться на одном уровне, но попеременные движения ими не разрешаются.
В программе практически всех современных официальных соревнований плаванию способом дельфин отведено два номера программы: 100 и 200 м (обе дистанции — и для мужчин, и для женщин). Кроме того, дельфин включен в программу комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м у мужчин и женщин (первый отрезок) и комбинированной эстафеты 4 х 100 м (третий отрезок).
Система соревнований
С 2001 года на официальных соревнованиях действует следующая система. В утреннюю программу входят предварительные заплывы, в вечернюю программу — полуфиналы и финалы. По результатам предварительных заплывов лучшие по времени попадают в следующую стадию. На дистанциях 50 м, 100 м и 200 м отобранные по результатам предварительных заплывов 16 участников в двух полуфиналах (проводятся в тот же день, что и предварительные заплывы) определяют 8 участников финала (проводится на следующий день). На более длинных дистанциях и в эстафетах по результатам предварительных заплывов определяются сразу 8 участников финала (на дистанциях 800 м и 1500 м проводится на следующий день, на остальных — в тот же день). При невозможности определить полуфиналистов или финалистов из-за равенства результатов между претендентами проводится перезаплыв; в финале участники с равными результатами делят место.
До 2001 года полуфинальных заплывов не было, зато проводились финалы B (за 9—16 места). Изменения в правилах были вызваны необходимостью повысить зрелищность соревнований и несколькими случаями, когда явный фаворит, пытаясь сэкономить силы в предварительных заплывах, не попадал в финал A.
Рекорды могут быть зафиксированы в заплывах любой стадии соревнований, а также по ходу заплыва (так, многие мировые рекорды в плавании на 800 м вольным стилем у мужчин были зафиксированы по ходу заплывов на 1500 м). В эстафетах рекорды в индивидуальном плавании могут быть зафиксированы только на первом этапе.
ДЮСШ осуществляют подготовку спортсменов высокой квалификации, содействуя укреплению здоровья учащихся, нормальному физическому развитию детей и подростков, повышению их физической работоспособности, воспитанию личностных качеств. В соответствии с требованиями положения о работе ДЮСШ контингент занимающихся разделен на следующие группы:
1) начальной подготовки;
2) учебно-тренировочные;
3) спортивного совершенствования;
4) высшего спортивного мастерства.
Перед каждой группой для соответствующего этапа многолетней подготовки сформулированы свои задачи.